Срок службы аккумуляторной батареи

Срок службы аккумуляторной батареи обусловлен ее износом – медленным выпадением активной массы пластин и разрушением сепараторов от воздействия на них серной кислоты и электрического тока.

Срок-службы

Процесс износа батарей может быть замедлен соблюдением правил ухода и рациональным режимом их эксплуатации. Аккумуляторная батарея считается непригодной к дальнейшей эксплуатации, если при кратковременной разрядке емкость ее падает ниже 50% от номинальной зимой и ниже 40% — летом, что у большинства техники наблюдается после 1,5-3 лет работы.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на работоспособность аккумуляторной батареи, являются сульфатация, короткое замыкание пластин, саморазряд и механические повреждения. Расскажем об этих видах повреждений АКБ подробнее.

Сульфатация – это отложение плотного слоя крупнозернистого сульфата свинца на пластинах аккумулятора. Этот слой закупоривает поры активной массы пластин, мешает проникновению в них электролита, нарушая, таким образом, течение химических процессов внутри аккумуляторной банки.

Признаками сульфатации являются:

при зарядке батареи напряжение отдельных или всех банок быстро повышается, а затем понижается, после чего начинает снова медленно повышаться;

батарея не принимает заряда, при низкой плотности электролита зарядный ток, проходящий через батарею, слишком мал;
в ходе зарядки находящийся в банках электролит начинает кипеть;

быстрая потеря емкости и снижение напряжения при рабочей нагрузке
несмотря на высокую плотность электролита, напряжение на зажимах банок (при измерении нагрузочной вилкой) не держится устойчиво в течение 5 секунд, а понижается.

При сульфатации отрицательная пластина покрывается белым кристаллическим налетом, а положительная принимает ярко коричневую окраску.

Короткое замыкание пластин – результат разрушения сепараторов или образования шлама между пластинами из-за выпадения активной массы.

О наличии этого дефекта судят по значительному понижению плотности электролита, резкому падению напряжения при проверке нагрузочной вилкой, а также по быстрому увеличению температуры электролита, недостаточному повышению напряжения и плотности электролита при зарядке. В конце зарядки электролит в таких банках слабо или совсем не «кипит». После зарядки напряжение быстро падает.

Саморазрядка – это медленная разрядка батареи при разомкнутых зажимах. Такое явление наблюдается как у батарей, находящихся в работе, так и на хранении. Признаком повышенного саморазряда может служить бурное «кипение» электролита во время разрядки или бездействия батареи.

К механическим повреждениям относятся дефекты, появившиеся в результате невнимательного ухода: повреждение банок и ящиков, обрыв пластин, дефекты борн и межэлементных соединений. На наличие трещин в банке указывает систематическое и значительное понижение уровня электролита, понижение сопротивления изоляции.

Чтобы избежать потери аккумуляторной батареи необходимо своевременно проводить восстановительные работы. Если вы заметили какие-то из перечисленнях выше признаков в работе своей аккумуляторной батареи – обратитесь в специализированные сервисные центры для проведения ремонта.